Федосова Ирина Викторовна - Каталог статей
Главная » Статьи » Методическая копилка » Проекты

Социально-познавательный проект "Большим и маленьким о Великой Победе"

 

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к своей Отчизне. Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла, и финальной победы добра. В доступных для детского возраста границах, подчеркивается  важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.   Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, мы развиваем познавательный интерес к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества; открываем большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников и родителей.

Поэтому и  был разработан краткосрочный социально - познавательный  проект «Большим и маленьким о Великой Победе!».  Проект объединяет педагогов и воспитанников средней и подготовительной группы, специалистов ДОУ и  родителей воспитанников

Цель –  создание условий для обогащения детей разного дошкольного возраста знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Задачи проекта:

  1. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.
  2. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  3. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
  4. Обогащать коммуникативный и социальный опыт детей разного дошкольного возраста в процессе совместной деятельности.
    1. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Новизна и практическая значимость представленной разработки состоит в том, что в проекте объединяются дети разного возраста (средней и подготовительной к школе групп).  Такое объединение  обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, избежать монотонности при организации воспитательного  процесса. Как показала практика, дети во время работы в разновозрастных проектах чувствует себя вполне комфортно. Во время таких проектов, разнообразнее и динамичнее связи между детьми, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.

Работа по реализации цели и задач проекта происходит  в нескольких направлениях:

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды  для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения и обеспечения ее доступности.
  2. Работа с  детьми - согласно разработанного плана
  3. Работа с  родителями (повышение уровня знаний по теме проекта, привлечение к совместной деятельности)

1. Создание РППС

В начале работы над проектом  совместно с родителями обогатили развивающую предметно-пространственную среду в группах  по теме проекта и в соответствии с возрастом детей. Это дидактические игры с патриотическим содержанием, атрибуты для сюжетно-ролевых игр на военную тематику, материалы для продуктивной деятельности детей.  Подобрали художественную литературу о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.   В процессе работы над проектом в подготовительной группе был организован мини-музей военной техники,  в средней группе создан макет «На поле боя».  Родители, как активные участники педагогического процесса, совместно с детьми приняли участие в оформлении  альбома «Я помню, я горжусь», состоящего из страниц памяти членов семей – участников ВОВ.  В помещениях детского сада были оформлены мини-выставки семейных рисунков «День Победы»

Затем выбирали материал для проекта, учитывая при отборе конкретного содержания  то, что оно должно:

- нести доступную информацию;

- вызывать эмоциональные чувства, отношения;

- побуждать к деятельности, поступкам.

Выбранный местный материал был методически обработан и адаптирован для организации эффективной работы по достижению цели и  задач проекта.

2.  Работа с детьми 

Реализация проекта охватывает все виды образовательных областей и такие виды деятельности, такие, как:

  • Познавательно-исследовательская деятельность  (беседы, экскурсии, видеопросмотры,  рассматривание иллюстраций, создание тематического альбома «Я помню, я горжусь» и др.).
  • Восприятие  художественной литературы на военную тематику
  • Коммуникативная (интервьюирование детей и взрослых «Что такое война и мир?», ситуации свободного  общения с ветеранами и др.)
  • Музыкально-художественная    деятельность (концерт – импровизация, прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен о войне, победе; драматизация военных песен)\
  • Продуктивная деятельность (рисование  «Праздничный салют», аппликация «Вечный огонь», оригами «Полевая почта», аппликация «Флаги Победы» и др.)
  • Трудовая деятельность (акция  «Подарок ветерану», акция «Чистый детский сад к празднику», ручной труд «Голубь мира»)
  • Двигательная деятельность (военная игра – зарница; подвижные игры)
  • Игровая деятельность (режиссерские, сюжетно – ролевые игры и т.д.)

Отдавали предпочтение тем методам и приемам, которые способствовали повышению познавательной и эмоциональной отзывчивости детей:

Использование ИКТ

Использование ИКТ  позволяет сделать любое мероприятие с детьми  эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. В ходе проекта  были использованы презентации, видеосюжеты о войне, слайд – шоу, просмотр мультфильмов о войне, видеоинтервью, интерактивные экскурсии. Это позволило в значительной мере расширить и обогатить содержание работы по проблеме ознакомления детей с историей военных событий и подвигом защитников Отечества.

Встречи с ветеранами.

Особо эффективной формой работы являются  организованные тематические встречи с людьми, которые знакомили детей с историей родственников – участников ВОВ. Такие встречи  проводились на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, фотографий, наград.

Создается ситуация нравственных переживаний, когда дети пропускают  через себя полученную информацию, и это вызывает их  эмоциональный отклик и интерес.  Это способствует воспитанию уважения к ветеранам ВОВ, желания заботиться о них.

Экскурсии.

Большую помощь в работе по ознакомлению детей с историей военных событий и подвигом защитников Отечества оказывают организованные экскурсии, которые способствуют накоплению, расширению и формированию патриотических чувств.

Игровая деятельность

Также для решения задач  используются разные виды игр.

- Подвижные игры помогают закреплять представления детей о военных профессиях, технике, совершенствуют двигательные умения и навыки.

- Через настольно-печатные и дидактические игры закрепляли знания детей о  разных родах войск, боевой технике, российской и советской символике

- Конструктивные игры, цель которых, используя технические навыки,  строить разнообразные конструкции – военную технику, как по образцу, так и по замыслу.

- Театрализованные и музыкальные игры формируют эмоциональную отзывчивость ребенка, формируют культуру движений

- Сюжетно-ролевые игры решают задачу воспитания интереса и уважения к военным профессиям, к подвигам солдат во время войны;  а также содействуют творческому использованию представлений и впечатлений детей о войне.

 Акции, массовые мероприятия

Замечено, что наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, массовые мероприятия. С целью пробудить интерес и уважение к памятникам боевой Славы, увековечившим героические события нашего народа, мы  познакомили детей с традицией  возложения цветов накануне Дня Победы к памятникам воинам – защитникам Отечества. Дети относятся очень ответственно к данной традиции и  с большим интересом.

Накануне праздника на улицах города дети поздравляли жителей с праздником и вручали открытки и символ Дня Победы – георгиевскую ленточку. Это вызывает эмоциональный отклик ребят на торжество, посвященное Великой Победе.

Партнерская деятельность детей среднего и старшего возраста.

Такая совместная деятельность способствует успешному функционированию процессов  взаимодействия и взаимообучения.

Здесь использовали индивидуальную форму, которая  предполагает объединение младшего и старшего ребёнка в паре. Например, продуктивная деятельность по изготовлению гирлянды Победы предполагает помощь старшего в выполнении задания, что способствует развитию  чувства ответственности за малышей.

 При использовании групповой формы процесс обучения строили на основе опосредованного через взрослого общения детей. Познакомив старших детей с памятниками воинам – защитникам в родном городе, мы ставим перед ними задачу последующей передачи этих знаний младшим. И дети подготовительной группы в речевой форме передают свои знания  младшим: рассказывают о том, что узнали сами, отвечают на вопросы малышей. В ходе свободного общения младшие получают новые знания, а старшие их закрепляют и обобщают.

Организация совместной деятельности детей разного возраста является эффективной как для младших, так и для старших дошкольников. Участие в процессе совместного обучения способствует умственному и социальному развитию детей.

3. Работа с родителями.

Памятка для родителей: «Что рассказывать детям о войне? »

Папка – передвижка «Прочтите детям»

Оформление выставки  на тему «9 Мая – день Победы».

Посещение с ребёнком музеев;

Создание фотоальбома «Я помню, я горжусь»

 Акция «Подарок ветерану»

Проект «Большим и маленьким о Великой Победе» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны

 

   Презентацию проекта   "Большим и маленьким о Великой Победе" 

  смотреть здесь

 

 

 Видеоролик о проекте смотреть здесь 

Категория: Проекты | Добавил: fedosova112 (06.08.2016)
Просмотров: 112 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar