Актуальность проекта
Актуальность выбора темы проект обусловлена следующими критериями:
1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего 7 лет. Но они имеют не приходящее значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Федеральной государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
- Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
- развивается потенциал самих воспитанников. Их побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- .Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
2. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Дети задают взрослым множество вопросов, они направлены на поддержание общения с взрослыми. Необходимо всячески поддерживать у детей интерес к занятиям, желание участвовать в них, уверенность в своих силах. В первую очередь для малышей интересен сам педагог, его действия с предметами, а уже через него дети начинают интересоваться окружающим миром.
Введение в предметный мир предполагает:
- ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. д.)
- восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
- формирование умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях развивающей предметно – пространственной среды;
- Развитие способности устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к окружающему миру в процессе игр с игрушками.
Гипотеза
Усвоение большого объема информации о транспорте, осмысление связи между предметами и явлениями будет наиболее эффективным, если выбранную тему «проецировать» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности; если создать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей, а также, если организовать активное участие родителей и специалистов ДОУ в работе по теме.
Таким образом, получится целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету,
Новизна и практическая значимость представленной разработки состоит в ее согласованности с основными направлениями ФГОС, а именно:
- основной линией является развитие ребенка;
- соблюдается принцип интеграции образовательных областей, ребенок проживает тему в разных видах детской деятельности;
- соблюдается комплексно-тематический принцип;
- ведущей является совместная деятельность педагога с детьми;
- взаимодействие с родителями выступает как условие реализации проекта;
Кроме того, содержание представленного проекта технологично и при желании педагогов, родителей воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения.
Тип проекта: информационно - познавательный, групповой
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители
Период выполнения проекта: краткосрочный (1 неделя)
Цель проекта: Формирование представлений о разновидностях транспорта, его классификации и назначении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами (наземный, водный, воздушный), учить различать основные части транспорта.
- Познакомить детей с профессиями, связанными с работой на транспорте.
- Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах
- Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки;
Описание проекта.
Работа по реализация цели и задач проекта происходит в нескольких направлениях:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (повышение уровня знаний о личностной и социальной готовности ребенка к школе, привлечение к совместной деятельности),
- Создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап
Цель: мотивация детей на ознакомление с транспортом; создание материальной базы; определение ведущих видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка планирования проекта.
Целеполагание
• Определить вид проекта.
• Определить цели и задачи развития обучения, воспитания.
• Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта.
• Составить план этапов реализации проекта.
• Продумать каким образом можно включить детей, специалистов ДОУ, педагогов и родителей в проект.
• Изучение методической литературы.
• Подборка художественной литературы по теме.
• Проектирование развивающей предметно – пространственной среды.
• Разработка и утверждение календарного планирования работы с детьми, педагогами, родителями, школой.
• Анализ игр, составление картотек игр.
- Основной этап.
Цель: совместная реализация педагогами, родителями и детьми проекта.
Работа с детьми
Содержание работы
Задачи
|
Образовательные области,
Виды деятельности
|
Формы работы
|
1.Беседа: «Какой бывает транспорт»
Задачи: расширять представления детей о видах транспорта, его назначении. Учить делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их значением. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей.
|
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная деятельность
|
Беседа, компьютерная презентация
|
2. Ситуативный разговор «Улица полна неожиданностей»
Задачи: формировать элементарные знания о правилах поведения на дороге, формировать умение адекватно реагировать на дорожные ситуации. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей
|
Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие
Коммуникативная деятельность
|
Беседа, рассматривание иллюстраций, обыгрывание проблемных ситуаций.
|
3. Беседа «Профессии на транспорте»
Задачи: Познакомить с профессиями – шофер, летчик, моряк. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых
|
Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.
Коммуникативная деятельность
|
Беседа, компьютерная презентация
|
4. Игровая ситуация «Мы – пассажиры»
Задачи: закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем.
|
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Игровая, коммуникативная деятельность
|
Игровая образовательная ситуация
|
5. Стихи о транспорте:
А. Барто: «Грузовик», «Самолёт», «Кораблик», «Жил на свете самосвал»; П. Макуха «Пешеход»
Задачи: Учить слушать литературное произведение, рассказывать стихотворение наизусть. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
|
Речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие
Восприятие художественной литературы
|
Выразительное чтение, слушание разучивание
|
6. Произведения о транспорте: А. Берестов «Про машину»,
С. Михалков «Моя улица», М. Дружинина «Наш друг – светофор», С. Михалков «Дядя Стёпа»,
Задачи: Приобщать детей к словесному искусству через чтение и слушание художественных произведений. Поощрять желание детей делиться впечатлениями от прочитанного.
|
Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Восприятие художественной литературы.
|
Чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций
|
7. Дидактическая игра «Один - много»
Задачи: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
|
Речевое, познавательное развитие.
Коммуникативная деятельность.
|
Дидактическая игра
|
8. Дидактическая игра «Кто чем управляет»
Задачи: закреплять знания о профессиях на транспорте. Обогащать активный словарь детей.
|
Познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие
Коммуникативная деятельность
|
Речевая ситуация, игра с правилами
|
9. Загадки о транспорте
Задачи: научить детей понимать смысл загадки, объяснять её. Обогащать активный словарь детей. Развивать логическое мышление.
|
Познавательное, речевое развитие.
Коммуникативная деятельность.
|
Просмотр слайдов - загадок
|
10. Рассматривание коллекции автомобилей «Наш автопарк»
Задачи: уточнить и расширить представления детей о некоторых транспортных средствах. Поощрять попытки рассказывать об игрушке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
|
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Познавательно-исследовательская деятельность.
|
Рассматривание, исследование, сравнение,
составление предложений, обыгрывание.
|
11. Наблюдения за разными видами транспорта
Задачи: Уточнить представления детей о транспорте. Активизировать словарь: дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, перекрёсток. Вырабатывать осторожное поведение детей на дороге. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.
|
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность
|
Наблюдение, исследование
|
12. Настольно- печатные игры: лото «Дорожные знаки», «Паровозик для зверят», домино «Транспорт».
Задачи: закреплять представления детей о разных видах транспорта, правилах дорожного движения.
Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.
|
Познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Игровая деятельность.
|
Настольная игра.
|
13. Дидактические игры
«Сложи картинку», «Что пропало», «Найди, чем отличаются», «Почини машину», «Узнай по части», «Светофор»
Задачи: закреплять полученные знания. Развивать внимание, мышление. Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.
|
Познавательное, социально-коммуникативное развитие
|
Дидактическая игра
|
14. Конструирование «Трамвай», «Грузовик»
Задачи: Побуждать детей к конструированию. Активизировать словарь по теме. Развивать умение использовать свои постройки в игре. Продолжать учить различать предметы по размеру.
|
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Продуктивная деятельность.
|
Создание проблемной ситуации, рассматривание, создание продуктов детского творчества
|
15. Режиссерская игра на макете
Задачи: Развивать навыки совместной игры, предложив различные варианты сюжета.
Закреплять знание правил дорожного движения
|
Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.
Игровая деятельность
|
Рассматривание, игра, моделирование
|
16. Пальчиковые игры «Мы поедем, полетим», «Пароходик», «Поездка», «Есть игрушки у меня»
Задачи: формирование представлений об окружающем мире. Развитие связной речи, активизация словаря. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
|
Познавательное, речевое, физическое развитие.
Коммуникативная деятельность
|
Пальчиковая гимнастика
|
17. Сюжетно-ролевые игры «Мы – шофёры», «Автобус», «Путешествие на корабле»
Задачи: Помогать детям, объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
Упражнять детей в выполнении игровых действий, имитирующих бытовой процесс. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых;
|
Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие
Игровая деятельность
|
Сюжетно-ролевая игра
|
18. Театрализованная игра – имитация «Машины едут», «Паровоз»
Задачи: Упражнять в имитации движения транспорта под музыку. Формировать культуру движений (четкость, ритмичность, выразительность). Развивать двигательную активность.
|
Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
|
Игра - имитация
|
19. Музыкально – дидактическая игра «Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т.д.)
Задачи: учить анализировать звучание музыкальных инструментов и подбирать подходящие по звуку.
|
Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Музыкальная деятельность
|
Импровизация на музыкальных инструментах
|
20. Песни «Едет паровоз», «Машина», Е. Железнова «Автобус»
Задачи: Формировать музыкально певческие умения в процессе подпевания взрослому. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Воспитывать интерес и любовь к музыке.
|
Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие
Музыкальная деятельность
|
Слушание, подпевание взрослому
|
21. Раскрашивание иллюстраций «Транспорт»
Задачи: упражнять в аккуратном раскрашивании. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать словарь названиями видов транспорта
|
Художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие.
|
Раскрашивание иллюстраций
|
22. Аппликация «Автобус»
Задачи: Развивать умение классифицировать виды транспорта. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. Развивать мелкую моторику рук.
Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.
|
Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое развитие.
Продуктивная деятельность
|
Показ, рассматривание, изготовление продуктов детского творчества, выставка.
|
23. Рисование «Кораблик» Задачи: Вызвать интерес к созданию образа. Развивать мелкую моторику и двигательную активность. Ввести в словарь детей слова "капитан", "парусник"
|
Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое развитие.
Изобразительная деятельность.
|
Беседа, рассматривание, изготовление продуктов детского творчества, обыгрывание.
|
24.Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Самолёты»
Задачи: Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег).
Уточнить представления детей о транспорте. Воспитывать внимательное отношение к сверстникам во время игры.
|
Физическое, социально-коммуникативное развитие
Двигательная деятельность
|
Подвижная игра (бег) с правилами.
Звукоподражательные упражнения.
|
25. Игра малой подвижности «Красный, желтый, зеленый».
Цель: закреплять представление о трех сигналах светофора. Упражнять в умении выполнять движения в соответствии с цветом кружка. Развивать внимание, быстроту реакции, двигательную активность.
|
Физическое, познавательное развитие
Двигательная деятельность
|
Подвижная игра с правилами.
|
26. Динамические паузы «Песенка друзей», «По ровненькой дорожке»
Задачи: формировать умение координировать речь и движение. Развивать двигательную активность.
|
Речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Двигательная деятельность.
|
Физкультминутка
|
27. Дыхательная гимнастика «Надуем паруса»
Задачи: Развивать речевое дыхание. Воспитывать желание помогать сверстникам.
|
Познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие
Игровая деятельность
|
Рассматривание иллюстраций, дыхательные упражнения - соревнования
|
28. Физкультурное развлечение «Автомобилисты» Задачи: укрепление здоровья детей, создание положительного настроения от занятия физкультурой, уточнить представление детей о транспорте.
|
Физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие.
Двигательная деятельность
|
|
Работа с родителями
- Консультации для родителей в родительском уголке:
- «Все начинается с малого»
- Консультации в папках - передвижках:
-«Улица полна неожиданностей»
«Дети на дорогах»
- Создание и демонстрация картотеки по теме (потешки, стихи, загадки и т.д.)
- Привлечение родителей к созданию атрибутов для сюжетно-ролевых игр
- Анкетирование «Осторожно: дорога!»
- Привлечение родителей к созданию выставки «Наш автопарк»
- Беседа «Начните с себя»
- Итоговый этап.
Цель: представление родителям, педагогам проекта, наметить пути дальнейшего проектирования и сотрудничества.
• Итоговое мероприятие
• Отчеты о результатах проекта на сайте детского сада
• Оформление фотовыставки: «Путешествие в мир транспорта»
|