Федосова Ирина Викторовна - Каталог статей
Главная » Статьи » Методическая копилка » Обобщение опыта

Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование игровых технологий

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».

Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3-4 лет. В  этом возрасте ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми.

    Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка. Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.

   Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Это актуализируется и в ФГОС  ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

        Одними из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Поэтому уже с младшего дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я умею! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, и позволяет занимать лидирующие позиции, как в детском саду, так и в любом коллективе в будущем.

Таким образом,  цель моей работы с детьми младшего дошкольного возраста  - использование игровых технологий в  освоении первоначальных представлений социального характера и овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

         Перед собой я поставила ряд задач, которые входят в  образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», изложены в  Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)  и направлены на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

    Решение задач развития детей направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой.

Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.

Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших, является игра.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.  Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.  Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Значение игры не в том, что она  является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Поэтому в последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Для более эффективного формирования социальных навыков я  также использую методические рекомендации к   программе «Ненасилие», которая реализуется в нашем детском саду с 2004 года. В рамках реализации программы у малышей закладываются основы норм поведения, убеждений, привычек. У ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как к поступку. Ребенок открывает свое «Я», выделяет себя из мира, начинает осознавать, что не похож на других. Социально - нравственное и личностное развитие формирует у ребенка базис личностной культуры, поддержку и помощь ему в личностном становлении и нравственном самоопределении, накоплению нравственного опыта и формированию определенного уровня социально – нравственной воспитанности. 

Таким образом, возникла следующая гипотеза: социально – коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста будем осуществлять при следующих условиях: использование игр, направленных на развитие социально-коммуникативных умений и навыков; интегрировании разных видов игр в педагогическом процессе; использование методических рекомендаций к   программе «Ненасилие»,

Новизна и практическая значимость представленной разработки состоит в ее согласованности с основными направлениями ФГОС, а именно:

- основной линией является развитие ребенка;

- соблюдается принцип интеграции образовательных областей, ребенок проживает тему в разных видах детской деятельности;

- ведущей является совместная деятельность педагога с детьми;

- взаимодействие с родителями выступает как условие реализации проекта;

Кроме того, содержание представленного опыта технологично и при желании педагогов, родителей воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения. 

Работа по реализации цели и задач данного опыта происходит  в нескольких направлениях:

- НОД по программе «Ненасилие» согласно планированию;

- совместная деятельность с детьми согласно разработанному плану;

- работа с родителями по повышению педагогической компетентности  в данном вопросе;

- создание развивающей предметно-пространственной среды  для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.

Работу по социально-коммуникативному развитию детей через игровые технологии я начала с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе (с привлечением родителей, как активных участников педагогического процесса):

  • Был оборудован игровой уголок, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры. В течение года постепенно добавлялись новые атрибуты.
  • Оборудован Центр театра: изготовлены шапочки – маски сказочных персонажей, различные виды театра, пополнили уголок ряженья
  • Изготовили  и подобрали дидактические игры, направленные на  ознакомление с социальной действительностью, с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей.  Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям, направленным на социально-коммуникативное развитие детей. Дополнительно использовались игры и пособия к программе «Ненасилие»
  •  В книжном уголке были подобраны  книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают  различные эмоции и настроение. Созданы альбомы  с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных. Также был составлен альбом с фотографиями детей  с различными эмоциональными состояниями.

Любая педагогическая деятельность может быть по-настоящему успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками.

Поэтому в своей работе, прежде всего я направляю внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в социально-коммуникативном  развитии  детей в период дошкольного возраста.

Формы работы с родителями разнообразны: беседы, консультации, родительские собрания, просмотр видео материалов из жизни детей группы.

Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по социально-коммуникативному развитию детей посредством игровых технологий. В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству такими играми, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-коммуникативного развития; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей, просматриваем видеосюжеты из жизни детей в группе.

Работа идет  в соответствии с циклом занятий по программе «Ненасилие». Эти циклы объединены  общей темой и построены в соответствии с «деревом» целей. Во второй младшей группе всего 6 циклов, по каждой теме предусматривается по 3 занятия. На первом занятии идет формирование представлений детей о том или ином личностном свойстве. Цель второго занятия – ощущение состояний того или иного качества. На третьем занятие создаются такие ситуации, где дети эмоционально переживали бы определенные состояния, в которых у них формируется поведенческая позиция ненасилия.

При этом под словом «занятие» необходимо понимать не только определенный промежуток времени в первой половине дня, построенной по той или иной методике, но и любое другое время, когда дети «занимаются» чем-либо. И в это время  активно используются игры, направленные на достижение целей темы цикла.

Параллельно с детьми проводятся следующие виды игр: 

 - на умение различать основные эмоции; определять причину эмоционального состояния, находить способы изменения своих эмоций («Клубочек настроения»,  «Эмоциональное лото», «Собери настроение»,  «Я и другие», «Угадай настроение», «Какой я»  и т.д.)

- на сближение детей, развитие доверия («Доброе животное», «Клеевой дождик», «Паровозик», «Пузырь», «Мышарик», «Большой круг – маленький круг», «Ау!» и др.);

- на проявление доброжелательного, заботливого отношения к окружающим взрослым и сверстникам, умение устанавливать и поддерживать отношения с ними («Комплименты», «Скажи ласковое слово», «Спасибо», «Пожалей игрушку», «Ладонь в ладонь»   и т.д.);

- на овладение первичными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо», соблюдение элементарных общепринятых норм поведения («Добрые волшебники»,  «Добрые дела»,  «Ладушки», «В поисках добрых слов» и т.д.);

- на  приобретение навыков общения, коммуникабельности, использование в речи выражения желаний и чувств («Волшебные слова», «Позови друга», «Коврик мира» и т.д.);

- на умение выходить из конфликта на вербальном уровне («Болтливые зверюшки», «Театр говорящих кукол», «Обзывалки» и др.).

Данные виды игр  подбирались  по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию социально-коммуникативных навыков также можно отметить:

- игры драматизации  (активизируют процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия,  способствуют  становлению нравственных мотивов поведения);

- сюжетно-ролевые игры (выполняют функцию формирования гуманных отношений, когда дети самостоятельно или под косвенным руководством взрослого переносят в условный сюжет игры и применяют полученные знания)

- подвижные игры на развитие умения сотрудничать («Зайчики и лиса», «Совушка – сова» и т.д.);

- создание игровых и бытовых ситуаций «Идем в гости», "Отмечаем день рождения"

При подборе и проведения разного вида  игр мною были использованы концептуальные основы игровой технологии:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Тщательно отобранные и хорошо спланированные игры помогают детям чувствовать себя успешными и компетентными. Я  стараюсь  создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей. Никто не исключается из игры, никто не становится «неудачником». Основная цель – не достижение совершенства, а развитие.

Результатом работы с детьми в этом направлении является то, что в группе создана комфортная атмосфера доверия, эмоциональной свободы. Дети научились понимать эмоциональное состояние окружающих, стали более доброжелательны, заботливы и внимательны друг к другу. В определенных бытовых ситуациях дети применяют различные формы речевого этикета, стараются следовать нравственным нормам и правилам. Несомненно, обогащается и словарный запас детей, расширяется их кругозор. Таким образом, закладываются нравственные и социальные  основы для развития морально-личностных качеств и успешной социализации воспитанников в старшем дошкольном  возрасте

Категория: Обобщение опыта | Добавил: fedosova112 (06.08.2016)
Просмотров: 3113 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
avatar