Федосова Ирина Викторовна - Каталог статей
Главная » Статьи » Методическая копилка » Обобщение опыта

Развитие речи в сюжетно-ролевой игре

В процессе игры воспитатель много разговаривают с детьми, в результате чего у ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей.  Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие.

Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Ролевое поведение всегда имеет два аспекта. Первый – это специфичные для роли действия  с предметами; второй – ролевая  речь, направленная на других людей. Поэтому ребенку необходимо уметь говорить с партнером, т.е. уметь развертывать  ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Эти умения формируются постепенно.

Младший возраст.

Прежде всего ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Петей, а «шофером» автобуса). А также развертывать элементарный ролевой диалог с партнером – сверстником.

Задача воспитателя – построить совместную игру с детьми так, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером – взрослым. Непременное условие игры воспитателя с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я доктор, полечу больного мишку»). И обращение к партнеру как носителю роли («Заходите, больной»), разговор с ним. В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами  («Саша, ты кто? Капитан? Можно мы будем матросами?) старается максимально активизировать ролевую речь детей.

Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом.

 

Чтобы выделить для детей ролевой диалог как необходимое условие совместной игры целесообразно пользоваться минимальным числом игрушек. ( например, на прогулке). Центр игры будет смещаться для детей с предметных игровых действий на разговоры персонажей.

Особый методический прием – создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек – телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Затем на следующем этапе взрослый стимулирует «телефонный диалог» детей друг с другом. Еще один прием, способствующий развитию речи детей и умению называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью,  является игра по мотивам известных сказок.

  В результате такой работы ребенок умеет называть свою роль, развертывать парное ролевое взаимодействие короткий диалог.

 

Средний возраст

Задача воспитателя – формирование умения менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Строится своеобразный «куст» ролей , где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.  Причем эти связи могут быть разными: отношения управления – подчинения (врач – медсестра). Дружеские отношения (шофер помогает другому шоферу поменять колесо).

Такое общение (инициатором которого является взрослый) активизирует ролевой  диалог, способствует развитию речи.

Старший возраст.

Линия развития сюжетной игры – игра – фантазирование.

Используется более сложный способ построения игра – совместное сюжетосложение. Наиболее удобными являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Простор для реализации многих речевых задач – и обучению пересказу, и выразительная речь.

 

В процессе обогащения игрового опыта детей можно использовать любые словесные и дидактические игры.

  1. Игра «Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. В: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.

Вариант 2:  воспитатель  называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

 

 

 

Решение речевых задач в  процессе сюжетной игры:

Например,  сюжетно-ролевая игра «Магазин»

  1. Чтобы купить игрушку, ребенок должен назвать, описать по плану, используя в речи вежливые обращения.  (Цель: подбор прилагательных, развитие описательной речи)

Это может быть магазин овощной, мебели, посуды и т.д.

Дайте мне пожалуйста красный, сочный, спелый помидор.

  1. Игра «Один – много»  (Цель: образование существительных множественного числа)

Условие: сегодня в магазине акция: все товары продаются парами (или пятерками, и т.д.)

Дайте мне одну конфета, две конфеты, пять конфет

  1. (Цель: образование однокоренных прилагательных мужского, среднего рода от существительных).  Дети покупают в магазине сок и варенье  – на коробках изображения овощей или фруктов.

Получая изображение продукта, дети покупают в магазине масло.

Оливковое масло из оливок, пальмовое масло из плодов пальмы, розовое масло из лепестков роз, пихтовое масло из хвои пихты и т.д.

  1. Игровое упражнение «Потому что…»   (Цель: развивать фразовую речь, используя в речи сложноподчиненные предложения).

Сегодня я покупаю в магазине   цветы потому, что….

  1. Игра «Гардероб куклы»  (Цель: развитие фразовой речи, пополнение словаря названиями тканей, образование прилагательных от существительных, упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку, научить связно описывать предмет, изображенный на картинке.)

Ребенок приходит в магазин выбрать ткань, чтобы сшить сезонную одежду для куклы.

  • Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая".
  •  «Что привезла машина»  (цель: образование сложных существительных).

Шофер получает изображение машины для перевозки определенных продуктов питания (молоковоз, муковоз, рыбовоз) и отбирает необходимые продукты.

  1. «Презентация товара»  (Цель: развитие описательной речи)

Продавец в магазине рекламирует свой товар, описывая его качества, пользу и внешний вид.

  1. «Потерялся поясок»   (Цель:  упражнять детей в различении большого количества оттенков (пяти-шести) одного цвета, совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.).

 «В магазин одежды привезли со швейной фабрики платья. Когда их вешали на плечики, от одного платья потерялся поясок. Продавец ищет поясок от платья (бумажный) описывает  его: цвет, оттенок, фасон(какие у платья рукава, есть ли воротник, карманы, строчка, застежки и т. д

 

 

Категория: Обобщение опыта | Добавил: fedosova112 (07.08.2016)
Просмотров: 270 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar