Федосова Ирина Викторовна - Каталог статей
Главная » Статьи » Методическая копилка » Конспекты

Сценарий тематического досуга в старшей группе «Хлебушко - батюшка»

Задачи: 

- Расширять представления  детей об обрядах и традициях русского народа, связанных с хлебом.

- Закреплять знания, умения и навыки, полученные в ходе реализации проекта.

- Активизировать  и обогащать словарь за счет использования пословиц, новых слов: названий традиционных русских хлебобулочных изделий.

- Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки. 

-Развивать коммуникативные качества ребенка - свободное общение с взрослыми и детьми.

-Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа

- Воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование

Методы и приемы организации детей:

– игровое взаимодействие.

- словесный метод (беседа, рассказ, использование художественного слова и музыкального сопровождения, эмоциональная окраска речи)

- наглядный метод (демонстраций слайдов, использование иллюстративного материала)

- практический метод (музыкальная игра)

Оформление:

Зал празднично украшен. На центральной стене – плакат с надписью «Хлеб – всему голова». В вазах стоят колосья ржи, пшеницы, овса, ячменя. На столиках - подборка художественных произведений о хлебе. Рядом – выставка изделий из соленого теста, сделанная руками детей и их родителей. На праздник приглашены родители.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, мультимедийный экран.

Каравай, рушник, карточки – символы с изображением колосков и зернышек для выбора команд; лукошки и баранки из соленого теста для подсчета баллов; буквы на листах бумаги для загадок; картинки с изображениями традиционных праздничных хлебобулочных изделий;  муляж блина,  колосья, хлебобулочные изделия к чаепитию.

Предварительная работа:

Реализация проекта «Хлеб – всему голова»;  разучивание народных игр, пословиц, поговорок;  разучивание стихов, песен.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Физическое развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»

Ход мероприятия.

Под музыку (минусовка «Каравай») в зал  входят дети в русских народных костюмах, их встречает хозяйка и девочка хлебом-солью.

Хозяйка: 

Добрый день, гости званные да желанные!

Здравствуйте, лебёдки,

Здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, весёлые удальцы.

Девочка:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг!

Принимай хлеб – соль из рук.

Хозяйка:

-  Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. 

Дети рассаживаются по местам.

 - Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

- Ребята, а вы знаете, почему гостей встречают хлебом-солью?

- Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. У русских людей была такая традиция – когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на который ставили солонку с солью. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

 С хлебом связанно много обрядов. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Такое уважение к хлебу было потому, что хлеб всегда являлся символом благополучия и нелегкого крестьянского труда. Собрав осенью хлеба, крестьяне  обязательно устраивали праздник.

- Будет праздник и у нас.

Устроим мы посиделки,

Чтобы позабавиться, да потешиться

Пошутить, поиграть, посмеяться!

Да и про хлебушко – батюшка поговорить и прославить.

- А чтобы посиделки наши прошли более интересно, зажигательно, давайте придадим им дух соревнования -  разобьёмся на две команды: Зернышки и Колоски.

Дети разбиваются на команды, выбрав символ, родители в команде своего ребенка.

Хозяйка:

- Все наши затеи будут оцениваться баллами. Заработанный балл равен одной баранке.  У кого в лукошке окажется больше баранок к концу посиделок, та команда и будет победительницей.

Интеллектуальная разминка

Хозяйка:

- Прошу следить со вниманием – вот вам первое задание! Начинаем наши состязания с интеллектуальной разминки – нужно отгадать загадки. Дети отгадывают, а родители слово из букв  составляют

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.  ХЛЕБ

 

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я,

Будет целая семья.    ЗЕРНО

 

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

 Если делаете тесто,

Положить меня должны.  МУКА

 

Вырос  в поле дом, полон  дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом.   КОЛОС

 

Хозяйка:

- Выросли в поле колоски, нужно их убрать скорее.

Подвижная игра «Кто быстрее соберет колосья?».

На полу в хаотичном порядке разложены колоски. Под музыкальное сопровождение дети перемещаются  по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному колоску. Кому колоска не досталось - выходит из игры. При повторе игры убираются по 3-4 колоска. Выигрывает игрок, последний оставшийся в игре.

Конкурс «Продолжи пословицу»

Хозяйка:

- Молодцы, задорно поиграли – свою удаль показали, и колоски с поля все собрали! Пополняются наши лукошки баранками.  А впереди ещё много конкурсов.

- Русские пословицы, как и русские традиции, славятся на весь мир.

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

И, конечно, особое уважение к хлебу.

- Давайте вспомним мудрые изречения о хлебе.

- Я буду начинать пословицу, а команды по очереди продолжать.

 «Ржаной хлебушко – (калачу дедушка»)

«Хлеб – батюшка,    (а водица - матушка»,)

«Плох обед,     ( если хлеба нет»,)

«Хочешь есть калачи –   ( не сиди на печи»,)

«Пот на спине, зато    (хлеб на столе»,)

«На чужой каравай     (рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».)

 

Хозяйка:

- Славили на Руси хлеб и огромным уважением пользовались люди – хлеборобы. Их работа была тяжела и ответственна. А хорошо работа спорилась под песню. Песня – это душа народа. Без неё человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более на гуляньях и на праздниках. Вот и мы сейчас споем песню.

Песня «Русская сторонка» (музыка и слова С.Е. Кожуховской)

Конкурс  «В гостях у сказки»

Хозяйка:

- Во все времена славил русский народ хлеб. Песни и стихи о нем слагали,  а писатели и поэты   в произведениях своих прославляли. Хочу сейчас я пригласить вас в сказку. Отрывок из сказки нужно послушать, да сказку назвать.

  1. "Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только

повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать"?

("Сивка-бурка")

Иллюстрация из сказки дублируется на экране.

  1. «На ж, лови», - и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала, «Благодарствую» сказала, бог тебя благослови»

(«Сказка о мертвой царевне»)

  1. «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными

хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это хлеб, только в праздник его есть!»

(«Царевна-лягушка»)

  1. "Мы круглые сиротки,  изба у нас без крыши, а пол прогрызли мыши, а ветер дует в щели, а хлеб давно мы съели" 

(«Кошкин дом»)

  1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

(«Колобок»)

  1. «А лиса ему: - Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!» Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!  А дома-то что делается!»

(«Крылатый, мохнатый, да масляный»)

Хозяйка:

- В сказке блинчик от лисы убежал. А вот как быстро по рукам бегает наш блинчик, мы сейчас покажем.

Игра  «Горячий блинчик»

Дети и родители становятся в круг и по кругу передают «блин» под музыку со словами:

«Я гостей домой ждала, всем блиночков напекла,

Ты катись горячий блинчик быстро – быстро по рукам,

У кого горячий блинчик, тот сейчас станцует танец нам».

 Когда музыка остановилась, у кого блин, тот выходит в круг и танцует танец под русскую народную мелодию).

 

Конкурс «Угощения к празднику»

Дети  читает стихи. Командам необходимо отгадать праздник и найти соответствующую картинку с хлебом. Картинки дублируются на экране.

1 Ребенок:

Светлый праздник Рождества!

Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.

Команды подбирают подходящую картинку.

Хозяйка:

- Калитки, или колядки (преснушки), — это маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками. Если  хозяйка  не даст колядующим колядку, то  в наступившем году у нее в доме  не будет достатка. 

  1. Ребенок:

Для народа на Крещенье

Наступает обновленье.

Прыгнул в прорубь с головой –

Жизнь становится иной.

А потом шагнешь на лед,

Повернешься на восход.

Руки вверх поднимешь смело,

Чтоб душа твоя запела.

Команды подбирают подходящую картинку.  

Хозяйка:

Хозяйки по обычаю пекут обрядовое печенье – кресты. Первая утренняя трапеза 19 января для каждого из домочадцев должна состоять из этого печенья, которое полагается запить святой водой.

  1. Ребенок:

Широкая Масленица — Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб зиму студеную из дому прогнать!

Команды подбирают подходящую картинку. 

Хозяйка:

Масленица — это радостный и сытный праздник. Его главный атрибут - блины, круглые, как солнце. Раньше в семьях мама и бабушка ставили тесто на блины с вечера. Они вставали рано утром и пекли горы блинов, ловко переворачивая их на сковородах.

  1. Ребенок:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

День весеннего равноденствия

Команды подбирают подходящую картинку.

Хозяйка:

В этот день пекли булочки в форме птичек, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран. Настоящая весна начиналась обычно с прилета  жаворонков — этих добрых  посланников солнца

 

  1. Ребенок:

Над лугами и полями

Светит солнышко над нами,

Долгожданная весна

Нам день Пасхи принесла.

Команды подбирают подходящую картинку. 

Хозяйка:

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - самый большой православный праздник. По традиции  к этому празднику дома пекли пасхальный кулич. Его форма напоминает церковь с куполом. Именно поэтому на куличах также принято изображать крест

Воспитатель:

- Спасибо, хозяюшка. О многом мы сегодня вспомнили и поговорили. О гостеприимстве русского народа, о традициях печь разный хлеб к народным праздникам и, конечно, о том,  сколько требовалось терпения, труда, мудрости вырастить хлеб.  Потому-то и говорили:

«Хлеб - всему голова!»

«Хлеб на столе — богатство в доме».

«Терпенье и труд - все перетрут».

«Потопаешь, затем полопаешь!»

 

Дети читают стихи.

  1. У народа есть слова:

«Хлеб – всему голова».

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

  1. «Хлеб наш насущный» - святые слова,

Так говорили и деды и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб – щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.

Подведение итогов.

Хозяйка:

- Вот и заканчивается наш разговор о хлебе, о русском каравае. Давайте подсчитаем наши баранки – т.е. баллы.

И судя по количеству, побеждает команда..

- Но самое главное, не то, кто сегодня победил.  Важно, что мы теперь знаем: Хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом.

Силою Державы его звали встарь,

Хлебушек по праву в Государстве – царь!

- А сейчас – «к чаю ароматному угощение знатное». Приглашайте,  ребята гостей – родителей  к столу.

 

Список источников:

  1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001.
  2. Валасина А. Детям о хлебе. [Электронный ресурс] URL: http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/
  3. Емельянова Э. Расскажите детям о хлебе. // Мозаика-Синтез. Москва. 2010.
  4. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009.
  5. Степанова М.А. Журнал «Педагог».  [Электронный ресурс] URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6598
Категория: Конспекты | Добавил: fedosova112 (16.08.2020)
Просмотров: 296 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar