Главная » Статьи » Для вас, родители » Малышкина школа. Умелые ручки |
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения. В возрасте 6-7 лет ребёнок должен хорошо копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. При отсутствии каких-либо нарушений развития ребёнка в этом возрасте ему доступны любые графические движения, штрихи и линии. Уровень сформированности мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Развитию тонкокоординированных движений рук способствуют также следующие занятия:
Для развития графического навыка следует использовать:
Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради (передвигать, разворачивать их). Работа по подготовке детей к письму должна также включать развитие их пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад). Что важно? Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Также хотелось бы предложить такую последовательность работы в домашних условиях по формированию графических навыков:
Мне бы хотелось подробнее остановиться на таком упражнении для развития мелкой моторики, как графический диктант. В первую очередь, графический диктант помогает развивать пространственное мышление, а также ориентацию в пространстве, аккуратность, внимательность, умение слушать взрослого, развивает мелкую моторику рук. Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться. Сегодня можно встретить несколько вариантов выполнения графического диктанта. Первый – когда взрослый диктует всю фигуру по клеточкам и получается законченный рисунок. Второй вариант – взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить. Третий вариант – ребенку предлагают задание со схемой, по которой нужно его выполнить. В каждой разновидности диктанта есть свои сложности для ребенка, но принципы выполнения все одинаковы. Правда во всех случаях ребенок должен стараться выполнить задание красиво, ровными линиями и без помарок. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Помните, что развитие графических навыков, постановка письма требует больших усилий и терпения, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам. Желаю Вам удачи в этих трудоемких, но очень интересных и полезных занятиях.
| |
Просмотров: 545 | |
Всего комментариев: 0 | |