Федосова Ирина Викторовна - Каталог статей
Главная » Статьи » Для вас, родители » Малышкина школа. Умелые ручки

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В возрасте 6-7 лет ребёнок должен хорошо копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. При отсутствии каких-либо нарушений развития ребёнка в этом возрасте ему доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Уровень сформированности мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности.

Развитию тонкокоординированных движений рук способствуют также следующие занятия:

  • собирание из деталей конструкторов;
  • собирание узоров из мелкой мозаики;
  • собирание пазлов разного размера;
  • закручивание гаек в конструкторе,
  • работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, липучек, кнопок, крючков разной величины;
  • завязывание и плетение шнурков, лент;
  • лепка, аппликация, вышивание, оригами и т.п. 

Для развития графического навыка следует использовать:

  • графический диктант;
  • рисование линий, рисование по точкам, контурам, клеточкам;
  • штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки. 

Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), крупными петельками.

Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради (передвигать, разворачивать их).

Работа по подготовке детей к письму должна также включать развитие их пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад).

Что важно? Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.

Также хотелось бы предложить такую последовательность работы в домашних условиях по формированию графических навыков:

  • учимся правильно сидеть;
  • учимся правильно держать ручку и бумагу;
  • учимся рисовать прямые линии, вертикальные, горизонтальные, наклонные;
  • учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии;
  • учимся рисовать полуовалы: верхние, нижние;
  • учимся рисовать круги и овалы;
  • учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку);
  • учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку - строку);
  • учим печатные буквы и учимся писать их правильно;
  • учим элементы письменных букв

Мне бы хотелось подробнее остановиться на таком упражнении для развития мелкой моторики, как графический диктант. 

В первую очередь, графический диктант помогает развивать пространственное мышление, а также ориентацию в пространстве, аккуратность, внимательность, умение слушать взрослого, развивает мелкую моторику рук. 

Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться.

Сегодня можно встретить несколько вариантов выполнения графического диктанта.

Первый – когда взрослый диктует всю фигуру по клеточкам и получается законченный рисунок. Второй вариант – взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить. Третий вариант – ребенку предлагают задание со схемой, по которой нужно его выполнить.

В каждой разновидности диктанта есть свои сложности для ребенка, но принципы выполнения все одинаковы. Правда во всех случаях ребенок должен стараться выполнить задание красиво, ровными линиями и без помарок.

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

 

Помните, что развитие графических навыков, постановка письма требует больших усилий и терпения, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Желаю Вам удачи в этих трудоемких, но очень интересных и полезных занятиях.

 

 Графические диктанты 

  

Категория: Малышкина школа. Умелые ручки | Добавил: fedosova112 (24.04.2017)
Просмотров: 81 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar