Федосова Ирина Викторовна - Каталог статей
Главная » Статьи » Методическая копилка » Обобщение опыта

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через реализацию квест-проекта «Путешествие в страну здоровья»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Но как это сделать, какими средствами и путями?

Метод проектов – одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется огромное внимание. Ведь проект дает возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем. Проект заинтересует детей еще больше, если добавить элементы соревнований, путешествия к определённой цели через преодоление препятствий.

Квест – современная образовательная технология, игровой проект – путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Образовательная деятельность в формате Квеста замечательно вписывается в концепцию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, базирующегося на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников формах - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности становится отличной возможностью для педагогов, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым, для всех участников образовательных отношений. При применении технологии квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, рассуждать.

Образовательный квест-проект объединяет в себе идеи: проектного метода, игровых технологий (в частности, квестов), исследовательской деятельности.

Поэтому основы здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста мы решили формировать через краткосрочный квест - проект «Путешествие в страну Здоровья».

Работа над темой квест – проекта проходила на протяжении двух недель в двух старших группах детского сада с участием педагогов, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и родителей воспитанников.

 

Цель квест – проекта: Формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

Приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни через систему здоровьесберегающих технологий.

Цель проекта

Формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

Приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни через систему здоровьесберегающих технологий.

Цель достигается через решение следующих задач:

  1. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
  2. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
  3. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
  4. Формировать интерес и любовь к спорту, представление о значении двигательной активности в жизни человека.
  5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
  6. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

Новизна и практическая значимость представленной разработки состоит в том, что для достижения цели используется комплекс современных образовательных технологий. Кроме того, в квест - проекте объединяются дети двух групп. Такое объединение обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, избежать монотонности при организации воспитательного процесса. Как показала практика, во время таких проектов, разнообразнее и динамичнее связи между детьми, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта. Так как технология имеет момент соревнования, то решается и еще одна важная цель - это создание из коллектива детей настоящей команды! Все испытания направлены на работу в команде, дошкольники приобретают коммуникативные навыки, учатся слушать друг друга и принимать точку зрения другого, принимать решения и согласовывать их с командой.

Работа по реализации квест - проекта «Путешествие в страну Здоровья» состояла из трех блоков: «Станция Чистюлькино» (правила гигиены), «Станция Витаминкино» (правильное питание), станция «Физкультуркино» (спорт, движения, режим дня).

Прежде чем начать реализацию нашего квест проекта, мы создали в группах развивающую среду — про­странство, в котором ребенок растет и развивается: это физкультурный уголок; дидактические, настольные игры, альбомы; таблицы, модели на валеологическую тему. Так как реализация цели проходит в форме квеста – путешествия, была создана карта – маршрут путешествия по станциям. Чтобы преодолеть маршрут, детям необходимо было выполнять задания интеллектуального, творческого, двигательного характера.

Работу по каждому блоку строили по следующему алгоритму:

  1. Сообщение доступных детям знаний и представлений в беседах, в образовательной деятельности, чтение познавательной литературы;
  2. Уточнение знаний в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности;
  3. Закрепление знаний детей в режимных моментах, в сюжетно-ролевой игре, продуктивной деятельности
  4. Итоговое задание – соревнование по теме блока, в результате выполнения которого каждая команда (группа детей) получает предмет – символ, важная для здоровья вещь (зубная щетка, мочалка, витамины и т.д.)

Такими предметами на протяжении всего проекта ребята заполняли «Сундучок здоровья».

Мотивацией для начала игры – путешествия стал приход Карлсона, который заболел и никак не может вылечиться. Проявив сочувствие к сказочному персонажу, было принято совместное решение отправиться в Страну Здоровья. Таким игровым приемам уделяли внимание на протяжении всего квест – проекта. Например, при изучении темы «Полезные и вредные напитки» к детям приходил кот Матроскин из Простоквашино, «Что нужно есть, чтобы быть здо­ровым» — Незнайка, «Где прячутся витамины» — кукла Витаминка. Эти персонажи обращались к детям за помощью и сами учили чему-то полез­ному. Предлагали детям отправиться в увлекательное путешествие или позаниматься в научной лаборатории, где они становились исследователями, технологами.

Приоритет отдавали таким формам работы, которые интересны, эффек­тивны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка. Это игры, экспериментирование, интегрированные занятия, экскурсии, викторины, развлечения, и др.

Эффективность работы повышалась при использовании видеороликов и мультимедийных презентаций «Где прячутся витами­ны», «Спасем зубик от микробов», «Каша – пища наша».

Разнообразить и сделать образовательный процесс интересным, а значит и более эффективным нам помогали виртуальные экскурсии. С помощью такой формы мы побывали на приеме у стоматолога и детского врача – педиатра.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Поэтому в работу с детьми активно включали различные опыты. Использование экспериментирования позволяет развить наблюдательность, логическое мышление, выявляя причинно-следственные связи, учит детей заботиться о своем здоровье. Например, опыт со снегом дает возможность показать, что если есть снег, то можно заболеть (снег грязный, холодный). Опыт «Откуда берутся микробы» показал, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.

При изучении новых тем и при закреплении изученных мы активно использовали различные виды игр: сюжетно-ролевые, где дети отображали свой жизненный опыт и представления о здоровом образе жизни; дидактические игры, такие, как «Какие продукты можно назвать полезными?», «Варим суп, компот», «Это нужно нам, зачем?», и т.д. С помощью системы игр мы знакомили детей с влиянием различных факторов на здоровье, помогали оценить полезность закаливания, соблюдения режима дня, занятий спортом и т.д.

Понравилась детям экс­курсия на кухню, где они не только познакомились с традиционной кухней, но и узнали, что все блюда приго­товлены из полезных продуктов. Повар детского сада провела для детей мастер-класс по приготов­лению вкусного и полезного овощного салата.

Активное коллективное творчество детей – непременное условие успешности формирования культуры здоровья. На протяжении всего квест – проекта дети активно вовлекались в творческий процесс созидания. Мы рисовали, лепили, рассказывали истории из собственного опыта и сочиняли рассказы о здоровье, а также придумывают свои физические упражнения, особенно с предметами, и охотно делятся своими "придумками" с ровесниками. В результате таких творческих идей у нас появилась книжка – малышка «Полезные и вредные продукты» с загадками и рисунками детей, алгоритмы «Я чищу зубки», «Правильно моем ручки», также созданные из рисунков ребят. Альбом «На зарядку становись» со схемами упражнений, придуманных самостоятельно ребятами, пользуется огромной популярностью.

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Родители стали не только пассивными слушателями, но и активными участниками и сторонниками проводимой работы в группах по формированию представлений о здоровом образе жизни: помогали в оснащении и обновлении развивающей предметно-пространственной среды, приняли участие в совместных мероприятиях.. Родители – врачи (массажист и стоматолог) стали нашими гостями и провели мастер – класс для детей «Как правильно чистить зубки» и «Массаж для здоровья».

Пройдя все испытания, ребята научились многому: как вести здоровый образ жизни, что приносит пользу и вред здоровью, как уберечься от болезней. А закончилось это приключенческое путешествие спортивно – интеллектуальной квест - игрой с участием детей, педагогов и родителей. Вот тогда то и пригодился наш «Сундучок здоровья». Предметы, которые там находились, были нужны участникам игры для выполнения заданий. Победителями стали обе команды – победила дружба, сплоченность, взаимовыручка, помощь и милосердие.

По мере реализации проекта отмечались видимые изменения в отношении детей к здоровью. Дети стали более осознанно делать свой выбор в отношении полезных и вредных продуктов, серьёзнее стали относиться к гигиене своего тела и окружающей среды, активнее стали использовать спортивное оборудование в самостоятельных играх. Каждому ребёнку теперь хочется быть здоровым, крепким, закалённым. Кроме того, дети проявили смекалку, находчивость и сообразительность, тренируя тем самым свою память и внимание, развивали аналитические способности и коммуникативные качества. Участники учились договариваться друг с другом, распределять обязанности, переживать друг за друга помогать. Немаловажно и то, что родители стали активными участ­никами и помощниками в реализации проекта, стали больше внимания уделять организации здорового образа жизни дома, интересоваться оздоровлением детей в детском саду.

Таким образом, наша целена­правленная работа способствовала формированию осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни у детей и взрослых.

Категория: Обобщение опыта | Добавил: fedosova112 (23.08.2018)
Просмотров: 739 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
avatar